Исследования показали, что интенсивность износа покрытий определяется рядом факторов, зависящих от параметров движения транспорта, геометрии дороги, характеристик покрытия, внешнего воздействия и качества строительства покрытия. Некоторые из этих факторов влияют на износ больше других. Степень влияния разных факторов зависит от местных условий. Далее подытоживаются эти факторы и их влияние на интенсивность износа, а также даются рекомендации по уменьшению износа покрытий.
5.1 Движение транспорта
На образование колейности непосредственно влияют интенсивность движения, скорость движения, процентное количество автомобилей с шипованной резиной. При увеличении этих параметров процесс колееобразования усиливается. Для снижения износа покрытий без ущерба безопасности движения предлагаются следующие меры:
- Снижение интенсивности движения на автомагистралях (переориентация транспортных потоков, транзит и.т.д.)
- Регулирование периода разрешенного использования шипованной резины и ограничение количества шипов на шине.
- Ограничение скорости движения в зимний период.
5.2 Материалы покрытий
Исследования показали, что к главным факторам, влияющим на интенсивность износа покрытий шипованной резиной, относятся свойства материалов покрытия и тип асфальтобетонной смеси. Установлено, что наиболее важным фактором является свойства щебня. К главным характеристикам щебня относятся сопротивляемость абразивному износу и содержание крупной фракции. Рекомендуется применять щебень, прошедший лабораторные испытания в шаровой мельнице (Ball Mill test) и асфальтобетон, испытанный по Праллю (Prall test).Чем больше содержание крупного щебня, тем меньше износ. При проектировании асфальтобетонной смеси следует определять адгезию щебня с битумным вяжущим и необходимость введения адгезионных добавок.
Следующим после щебня по важности фактором является состав асфальтобетонной смеси. Исследования показали, что ЩМА имеет большую износостойкость, чем плотные асфальтобетонные смеси. Битумное вяжущее меньше влияет на износ, чем щебень и состав смеси. Степень этого влияния не поддается количественному определению. Установлено, что некоторых случаях использование полимерно-битумного вяжущего несколько снижает износ.
5.3. Внешние факторы
С понижением температуры наружного воздуха менее 0С и повышением влажности покрытия интенсивность колееобразования растет. На интенсивность колееобразования влажность покрытия влияет сильней, чем холодная температура. Покрытие, обработанное противогололедными реагентами, дольше остается влажным, чем необработанное. Следует учитывать социально-экономический эффект зимнего содержания дорог. Наиболее важным внешним фактором снижения износа является ограничение использования шипованных шин теми зимними месяцами, когда покрытия покрыты льдом или снежно-ледяным слоем.
5.4 Геометрия дороги
Интенсивность износа возрастает на участках разгона и торможения автотранспорта. К этим участкам относятся кривые, подъемы и спуски, пересечения. На глубину колеи влияет ширина полосы движения. Чем уже полоса движения, тем глубже колея.
Интенсивность колееобразования шипованными шинами можно уменьшить уположением кривых, снижением крутизны подъемов и спусков, сокращением длины переходно-скоростных полос, уширением полос движения.
Важным фактором является поперечный профиль покрытия, ускоряющий сток воды т.к. влажный асфальтобетон изнашивается шипованной резиной более интенсивно. Устройство основания дорожной одежды из несвязных материалов ускоряет сток воды с поверхности.
5.5 Строительство
Установлено, что очень важным условием сокращения колееобразования на дорогах является качество строительства. На снижение колееобразования шипованной резиной влияют следующие факторы:
- Спецификация и соблюдение требуемой плотности асфальтобетона.
- Применение подходящего оборудования для производства и укладки соответствующих смесей, например, ЩМА.
- Укладка асфальтобетона на сухую поверхность (без воды и ледяной корки) и при достаточно высокой температуре наружного воздуха.
- Интенсивное выполнение мероприятий по контролю и гарантированию качества.