Согласно исследованиям Unhola (1997, [58]) в Финляндии легковым автомобилем с четырьмя шипованными шинами при скорости движения 100 км/ ч, за 100 км пробега в 1960х годах изнашивалось 11 кг материала покрытия, в 1990х – только 2,5 кг. Исследования Lampinen (1993, [34]) показали, что за этот период колейность удалось снизить путем внедрения эффективной системы управления содержанием дорожной одежды (Pavement Manage- ment System), регламентации требований к шипованным шинам, снижения скорости движения в зимний период и применения высококачественных каменных заполнителей асфальтобетона. Затраты на устранение износа покрытий в 1980 г. составили $45–100 млн., в 1990г. – $35–50 млн. По оценке Lam- pinen в Финляндии шипованная резина образует около 70 – 80 % колейности [34].
Износ покрытий в Швеции в 1975 г. составлял 100 г/ машино-км, а в 1995 г – только 20 г/ машино-км (Jacobson,1997, [23]). Cогласно исследованиям Gustafson (1997, [19]) в зимний период 1988-1989 г.г. дорожные покры- тия в Швеции “потеряли” 450000 тонн материала, что обошлось шведам около $35 млн. Öberg (1997, [40]) сообщает те же цифры и отмечает что дополнительные затраты на ликвидацию износа дорожной разметки и очистку дорожных знаков от загрязнения снизились с $4-8 млн. до $2-4 млн. Jacobson и Hornwall (1999, [25]) приводят оценку причин образования колейности на до- рогах с интенсивным движением. Согласно этой оценке 60-90 % колейности на таких дорогах создает шипованная резина. Испытания на стенде – имитаторе дорожного движения, проведенные шведским Дорожно – Транспортным институтом (VTI) показали, что шины с легкими шипами (1,0 г) создают вдвое меньший износ, чем шины с более тяжелыми стальными шипами (1,8 г) (Jacobson and Wågberg, 1998, [27]). В настоящее время шведским правительством принято решение об обязательности использования шипованной резины в условиях зимней скользкости (Öberg, 2002, [41]). Однако, даже при возросшем использовании шипованной резины, износ покрытий значительно уменьшился (Jacobson и Hornwall, 1999, [25]).
Cогласно исследованиям Løberg (1997, [36]), на норвежских автомобильных дорогах с твердым покрытием протяженностью 63000 км шипованная резина ежегодно изнашивает 300000 тонн материала. В последние годы во всех скандинавских странах наблюдается устойчивая тенденция к снижению износа покрытий. Факторы, способствующие снижению износа шипованной резиной, будут более подробно рассмотрены далее.