Основными альтернативами шипованной резине являются традиционные способы зимнего содержания автомобильных дорог, направленные на предотвращение зимней скользкости. К таким способам относятся россыпь по обледеневшему покрытию песка (фрикционный способ), профилактическая обработка покрытий до образования ледяного слоя или же плавление ледяного или снежно-ледяного слоя, если он уже образовался, дорожной солью (химические способы). Применение этих способов негативно влияет на окружающую среду и здоровье людей.
Зарубежный и отечественный опыт эксплуатации дорог в зимний период показывает, что введение запрета на шипованную резину, даже при применении традиционных способов зимнего содержания, приводит к росту количества ДТП
3.1 Фрикционный способ
Основной альтернативой шипованным шинам является россыпь песка на проезжую часть для повышения сцепления колеса автомобиля с покрытием. Однако повышенный расход песка увеличивает пылимость дороги. Изучение респираторных заболеваний, вызванных образованием дорожной пыли, показало, что увеличение расхода песка не дает преимуществ по сравнению с применением шипованных шин. Кроме того, следует учитывать затраты на распределение песка и его удаление.
Финские власти достигли некоторых успехов в снижении общего количества пыли, образующейся из фрикционного песка. С этой целью установлены требования к качеству песчаных материалов и применяется технология распределения влажного песка (Valtonen, 2002, [60]). Некоторыми исследователями установлено, что вредоносность пыли может быть снижена применением песка из темного каменного материала с пониженным содержанием кварца, который меньше крошится на дороге.
Дальнейшее изучение, выполненное Tervahuttu (2004) показало, что фрикционный песок выкрашивает из асфальтобетонного покрытия значительное количество материала. Из этого следует что песок, распределяемый на проезжую часть, вызывает износ дорожного покрытия (эффект наждачной шкурки). Этот износ может быть очень большим. Данная проблема в настоящее время исследуется в Финляндии.
3.2 Дорожная соль
Другой альтернативой шипованным шинам является применение дорожной соли или ее комбинации с песком (пескосоляной смеси). В Финляндии в качестве антигололедного материала обычно применяется хлорид натрия (NaCl). Финскими властями установлено, что на дорогах с высокой интенсивностью движения снижение расхода соли увеличивает количество ДТП на 5-20%. На дорогах с низкой интенсивностью движения вместо соли применяется песок (Leppänen, 1995. Finnish Road Administration, 1996 [34]).
Применение соли создает ряд экологических проблем: загрязнение источников питьевой воды, токсическое воздействие на флору и фауну и др. Кроме того, соль вызывает коррозию автомобилей, стальных и бетонных конструкций. Одним из исследований установлено, что ущерб от применения соли в 15 раз превышает затраты на ее приобретение и распределение