Использование шипованной резины в зимний период разрешено в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Правила использования шипованной резины в этих странах несколько отличаются. Во всех четырех странах действуют сезонные ограничения на ее использование. В Дании и Швеции периоды разрешенного использования шипованной резины одинаковы (с 1 октября до конца апреля). В Финляндии и Норвегии – с 1 ноября по первый понедельник после Пасхи (за исключением северной Норвегии, где этот период несколько продлен). В Финляндии и Швеции регламентируется количество устанавливаемых на одной шине шипов, выступ шипа и его вес (в Норвегии эти требования несколько снижены). В таблице 2.1 приведена сводка нормативов, действующих в скандинавских странах (“Nordic Regulations” 2003).
Таб. 2.1 Сводка скандинавских нормативов на шипованные шины
Страна |
Разрешенный сезон использования шипованной резины |
Количество шипов на одной шине, шт | Выступ шипа | Сила действия шипа /вес |
Дания |
С 1 октября по 30 апреля |
Не ограничено | Не ограничено | Не ограничено |
Финляндия |
С 1 ноября по первый поне- дельник после Пасхи |
Количество зависит |
PC – 3,2 мм CV – 3,5 мм |
PC 120N/3,1г. C/LT 180N/2,3 г. CV 340N/3,0г. |
Норвегия |
С 1 ноября по дельник после Пасхи. (В се- верной Норве- гии с 16 октяб- ря по 30 апре- ля) |
Количество зависит |
PC – 3,2 мм CV – 3,7 мм |
PC 120N/3,1г. CV 340N/3,0г. |
Швеция |
С 1 октября по 30 апреля |
Количество зависит |
PC – 3,2 мм CV – 3,5 мм |
PC 120N/3,1г. CV 340N/3,0г |
Исландия |
С 1 ноября по 15 апреля |
В Финляндии, где шипованная резина применяется с 1960х годов, в зимний период она устанавливается примерно на 95% пассажирских автомобилей. Антигололедная обработка покрытий производится дорожной солью.
Совместное применение соли и шипованной резины вызывает проблемы загрязнения источников питьевой воды, деградации растительности вдоль до- рог и образования вредной пыли. В начале 1990х годов финское правительство провело серию экспериментальных работ для выяснения возможности относительного уменьшения количества автомобилей с шипованной резиной и снижения расхода соли (или обоих мероприятий в разных комбинациях). Исследования показали, что с учетом социально-экономических затрат, связанных с повышением риска дорожно-транспортных происшествий, оптимальным является использование шипованной резины и расхода соли на существующем в настоящее время уровне. (Финская Дорожная Администрация 1996).
В то время как в Финляндии шипованная резина применяется массово, в Норвегии в последние годы попытались ограничить применение шипованной резины. С середины 1990х годов норвежские власти активно ограничивали применение шипованной резины, особенно в городских поселениях где дороги освобождаются от снежного покрова почти в течение всей зимы. Установлено, что шипованная резина создает в городах до 17 % пылевого загрязнения воздуха (Krokeborg, 1998, [30]). В Осло в 1999 г. издано постановление о взимании налога на шипованную резину в сумме $160, чтобы снизить применение шипованной резины на 20%. Вместо шипованной резины норвежские власти активно пропагандируют применять нешипованную зимнюю резину и цепи противоскольжения (Fridstrom, “Winter Tires and Chains”, 1998).
Некоторые исследователи сообщают о неудачной попытке снизить применение шипованной резины в Швеции (“Studded Tires”, 2001). Предложенные ограничения не дали результата и в последние годы применение шипованной резины несколько возросло (CBC 2003b). В докладе шведского НИИ автодорог и транспорта отмечено, что правительственное постановление от 1999 г., согласно которому автомобили весом менее 3,5т с декабря по конец марта должны оборудоваться зимней резиной (не обязательно шипо- ванной) вызвало некоторый рост применения шипованной резины в регионе Вест-Готланд. Согласно исследованиям, постановление привело к росту применения шипованной резины с 75% до 80% и увеличению использования нешипованной зимней резины с 15% до 20% (Öberg, 2002 ) [42]. Исследователи отметили, что применение легких шипов незначительно увеличивает износ покрытий и, вместе с тем, значительно повышает риск ДТП, особенно в условиях образования снежного покрова и ледяной корки (CDC 2003b).