Проект III очереди строительства Западного скоростного диаметра на участке от пересечения с Приморским проспектом до транспортной развязки на пересечении с Кольцевой автомобильной дорогой был разработан консорциумом в составе ЗАО «Институт «Стройпроект», ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС», ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры».
Западный скоростной диаметр стал стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, определяющим развитие города в качестве крупного транспортного узла мирового значения.
Скоростная платная автомагистраль расширила возможности подключения Санкт-Петербургского транспортного узла, включая Большой морской порт и основные транспортно-логистические комплексы города, к сети федеральных автомобильных дорог страны и повысила эффективность внутригородских перевозок.
Западный скоростной диаметр должен был решить следующие задачи:
- обеспечение связи Большого морского порта с перспективным грузооборотом 60 млн. тонн в год, основных транспортно-логистических комплексов города с восточным полукольцом транспортного обхода Санкт-Петербурга и федеральными автодорожными выходами в страны Балтии, Скандинавии, в соседние регионы России;
- обеспечение автодорожных связей с пассажирским паромным комплексом пропускной способностью 1,2 млн. чел. в год, намечаемым к строительству на намывных территориях западного побережья Васильевского острова;
- обеспечение связи южной, западной и северной зон города минуя исторический центр, что позволило бы снизить нагрузку на мосты и улично-дорожную сеть центральной части города, сократить задержки транспорта, повысить безопасность движения, сохранить памятники культуры и архитектуры, значительно улучшить экологическую ситуацию;
- создание современной транспортной системы города за счет обеспечения связи основных портовых, железнодорожных, воздушных, автомобильных узлов города, строящихся терминалов и логистических центров между собой для оптимизации транспортных потоков и повышения эффективности перевозок.
Строительство ЗСД велось более 10 лет и завершилось в конце 2016 года. Сегодня современная трасса обеспечивает быстрый и комфортный проезд с южной части города в северную и обратно, тем самым существенно экономя время автомобилистов и обеспечивая беспрепятственную транспортную связь между северо-западными, центральными и южными районами Санкт-Петербурга. В федеральном масштабе ЗСД стал частью международного транспортного коридора «Север-Юг».
***
Северный участок ЗСД, выходя из границ городской застройки в Северо-Приморской части города, проходит по территории лесопарков. Участок включает в себя 2 транспортные развязки – с Кольцевой автодорогой вокруг Санкт-Петербурга и с автодорогой Е-18 “Скандинавия” в районе п.Белоостров.
Прогнозируемая на 2025 год интенсивность движения по ЗСД составит 129-144 тыс. автомобилей в сутки на южном участке, 109-131 тыс. – на центральном участке и 60-80 тыс. до КАД и 30-40 тыс. до Е-18 «Скандинавия»– на северном участке.
Ввод в эксплуатацию северного участка ЗСД позволил значительно улучшить транспортную ситуацию в северо-восточных районах Санкт-Петербург, в том числе:
- обеспечить автодорожную связь Морского порта Санкт-Петербурга с основными федеральными дорогами северного направления, с КАД, со странами Балтии и Скандинавии;
- сформировать полноценную меридиональную магистраль на связи крупнейшего грузоперераспределяющего узла города и федеральных выходов северных направлений, северной и центральной планировочных зон;
- уменьшить транспортную напряженность в северной планировочной зоне за счет разгрузки основных широтных и радиальных магистралей (Богатырского пр., Планерной ул., Шуваловского пр., Долгоозерной ул.), обеспечивающих межрайонные связи внутри планировочной зоны и выходы на продолжения федеральных дорог в городе.
Строительство ЗСД и КАД в Санкт-Петербурге позволило создать единую систему скоростных магистралей, концентрирующих мощные транспортные потоки и обеспечивающих связи между различными районами города и федеральными автомобильными дорогами.