Автомобильная дорога Адлер – горноклиматический курорт
«Альпика – Сервис»
Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер –горноклиматический курорт «Альпика – Сервис» была построена к зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи. Новая трасса стала не только основной магистралью Олимпиады-2014, соединяющей прибрежный и горный олимпийские кластеры, но и важным связующим звеном в транспортной инфраструктуре всего региона: развязки соединили совмещенную дорогу с существующей дорогой и федеральной трассой М-27.
Протяженность новой автотрассы составляет 45,6 км, на ней расположено 6 транспортных развязок и 8 тоннелей общей протяженностью более 27 километров, 42 моста.
ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» являлось генеральным проектировщиком автомобильной дороги по титулу: «Совмещенная (автомобильная и железная) дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика – Сервис» (проектные и изыскательные работы, строительство)», разработчиком проектной и рабочей документации. В 2007 г. году ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» выполняло разработку обоснования инвестиций по объекту «Строительство автомобильной дороги Адлер-Весёлое-Аибга – Красная Поляна».
Выбор трассы – это самый сложный этап, от которого зависел весь дальнейший ход строительства. Влажный климат субтропиков, наличие тектонических разломов, высокая сейсмичность района строительства, дефицит свободных территорий, оползневая опасность склонов, большой диапазон крепости грунтов и др. потребовали от проектировщиков особого подхода и внимания к проектным решениям в условиях предельно сжатых сроков. Особые требования предъявлялись к экологическим параметрам строительства, так как трасса пролегает по территории Сочинского национального парка.
ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» выполнило комплекс изыскательских и проектных работ, необходимых для строительства автомобильной дороги. Компания участвовала в проведении общественных слушаниях по проекту, защите проектной документации в органах государственных экспертиз. Выполнялись работы по сбору исходных данных и получению согласований с хозяйствующими субъектами и собственниками.
Уникальность принятых проектных решений состоит в том, что трасса совмещённой дороги проходит в пойме реки Мзымта вдоль существующей дороги А-148 Адлер – Красная Поляна. Автомобильная и железная дороги проходят в очень сложной горной местности в едином транспортном коридоре. Ввиду особенностей местности и экологических требований, дороги, на значительном протяжении, проходят по мостам и эстакадам, в тоннелях.
Строительство автомобильной дороги от Адлера до горноклиматического курорта «Альпика–Сервис» включало в себя комплекс сооружений: непосредственно сама дорога, составной частью которой являются мосты, тоннели, коммуникации для жизнедеятельности и эксплуатации всего комплекса сооружений; посты ДПС; пешеходные переходы в разных уровнях. Построены дорожно-эксплуатационная и тоннельно-инженерная базы, мостовой эксплуатационный участок, дорожный пункт управления АСУДД. Это позволяет эксплуатировать и содержать в надлежащем состоянии автомобильную дорогу в целом.
Строительство совмещенной дороги началось в 2008 г. Это самый сложный объект олимпийской транспортной инфраструктуры – настоящее чудо инженерного искусства. 25 ноября 2013 г. открылось движение по автодорожному участку совмещенной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».
Введение в эксплуатацию новой трассы позволило разгрузить действующую автомобильную дорогу А-149 Адлер – Красная Поляна. Пропускная способность новой дороги – 11 тыс. автомобилей в сутки в каждом направлении.
Президент России Владимир Путин обратил особое внимание на новые объекты транспортной инфраструктуры олимпийского Сочи. По мнению главы государства, они делают Олимпийские Игры уютными и комфортными для многочисленных болельщиков, а в дальнейшем послужат развитию региона. «На мой взгляд, безусловно, это предмет нашей общей гордости. Уверен, что этим люди будут пользоваться не один десяток лет. И той дорогой, что идет наверх – одна автомобильная шоссейная дорога, вторая, железная дорога, все эти многочисленные развязки… Даже меня это впечатляет. Я очень рад, что в этой части нам удалось много сделать», – подчеркнул Владимир Путин.
Основные параметры автомобильной дороги:
Категория автомобильной дороги II-III.
Протяженность – 45,6 км.
Расчетная скорость движения 100 км/ч, 60 км/ч
Протяженность тоннелей – 7663 м
Протяженность мостов и эстакад – 15400 м
Длина участков с противооползневыми конструкциями – 2000 м